Понедельник, 29.04.2024, 15:30

                        
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
  Средняя общеобразовательная школа с. Тряпино 


Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 История школы


  
Очерки  по истории с Тряпино.

С. Тряпино- 1967г.

Автор Иванов С.С., учитель Тр. СОШ.

  Время   и   причины   возникновения   села   Тряпино.

 В первой половине 18 века жизнь народов Поволжья была особенно  тяжелой. Земли крестьян было мало. Несмотря на это  приходилось  платить большой налог.  Поэтому крестьяне часто восставали. Однако эти  восстания жестоко подавлялись  царскими войсками, после чего гнет  помещиков и царского правительства еще больше усиливался.                                                                                 

Такое положение заставляло народы Среднего Поволжья, в  частности казанских татар, чувашей и других малых народностей  убегать  от царских преследований, убегать на  восток и переселяться в обширные  башкирские земли. Здесь они платили местным  башкирам ясак за землю  и  жили,  не  платив никаких налогов  в царскую казну.                                                                                                                                    Хотя царское  правительство преследовало  их и на  башкирских землях,  хотело переселить обратно на старые места, однако башкиры многих из  них укрывали и царским властям не отдавали. Об этом свидетельствуют  материалы Государственного архива феодально-крепостнической эпохи / ГАФКЭ /. Для примера возьмем отрывки из двух документов этого архива.

ГАФКЭ.  Коллегия  Иностранных  Дел.                                                                                             Дело  1720 – 1722 г.г. л.л.1 – 33  об.

   

О посылке полковника графа Головкина к уфимским  башкирцам, чтоб они были в послушании и взятых в полон и  беглых русских и иноверцев всех отдавали и впредь не  принимали.                                    

В сенате выписано. В прошлом 720-м году марта 11-го дня 

кабинет-секретарь господин Макаров в Сенате объявил при письмекопий  в доношений доносителя татарина Бекбавки Чимкина Телязинского, а в  них написано:                                                                                                                          «Из казанских же их татар, также и из иных городов Казанской губернии  их братья татары, и мордва, и  чюваша, и  черемиса, и  новокрещенные и  русские ясашные люди потому ж  домы  свои  и  ясашный оброк  покиня, а  бежали многие до той башкирской войны и они беглецы и полонные  люди  императорскому величеству ничего не платят.»                                             

 Бывший губернатор Казанской губернии Волынский в 1730 году в  своих  записках по башкирскому вопросу писал: «Число их время от времени непрестанно умножается и растет, так что через 20 прошедших лет не было прямых башкирцов больше  35000, или по крайней мере 40000, а ныне с беглецами стало больше  100000; а именно казанские, сибирские,  темниковские и протчих тамошних уездов ясашные татары  большая половина в башкиры перешли; к тому же и прочие  иноверцы, мордва, чуваши, черемисаю вотяки целыми селами  и  деревными с ясаков туда же перешли.   … томко что они живут  безо всяких податей кроме того работают на тех же вотчинников,  на чьих они землях поселились»;   

Из множества таких документов можно сделать вывод, что первые  переселенцы села Тряпино были люди, оставившие свои старые места из-за малоземелья, больши  налогов и притеснений, или бывшие участники  крестьянских восстаний и убежавших от преследования царских властей. 

По  рассказам  стариков,  первые  переселенцы  села  были  из  Казанской  губернии.  Об  этом  говорит  и  часто  встречающаяся  песня  местных  чуваш:

«…Эпир  хамар  Хусанан,

Хусанта  пулмасан  та  …»

Точной даты основания села нет. В архивных материалах впервые  село Тряпино упоминается в 1801 году, однако по рассказам  тех же  стариков село Тряпино основано гораздо раньше, в 1768 – 70 годах.  Первоначально здесь было 50 – 60 дворов, возможно, гораздо меньше.

На вопрос,почему село Тряпино назвали именно Трепел, а не как – нибудь по другому, разные люди дают различный ответ. Из 22  опрошенных стариков и пожилых людей 18 человек сказали, что название  села дано по имени чувашина Трепел, который впервые выбрал эти места  для основания села и привел остальных переселенцев.

Двое придерживаются такого мнения, будто первые переселенцы  написали на бересте письмо к своим родным и прочим и послали это  письмо. Завернув в тряпку. От слова «тряпка» дано название селу  «Тряпино».

Один из них сказал, что слово «трепел» вышло от слова «трапиль»,  то есть «стропила». Эти  версии очень мало вероятны. Наконец, 22-й по  счету из опрошенных ответил, будто первые переселенцы были из села  Трепел, но где находилось это село, ответить не смог.

        По рассказам Иванова А. И., работавшего в 1927 – 29 годах в  райземотделе, имеется земельный план, состоящий из нескольких листков  большого формата. По тем документам земля для деревни Куезбашево  отведена в 1798 г, а для деревни Тряпино в 1812 г.  Будто землемер,  приехавший для определения участка для села в трыпино, потребовал  большую сумму денег, но крестьяне  платить не захотели, поэтому  землемер уехал в Куезбашево и отмерил им земли.                                                                                                                                           Насколько это правда, сказать трудно, но ясно одно, что генеральное  меживание башкирских земель произведено в 1798 – 1832 годах.

Земли, ранее принадлежавшие башкирам из деревни Бишаул ( от  границ земли с.Тряпино к северо – западу, включая Бабичево ) были  межованы в 1801 году т.к село Тряпино расположено на землях тех же  башкир – вотченников д.Биш – Аул, то  межование земель с.Тряпино  должно быть произведено в том же году

Внутреннее   развитие   села.               

В  1768 – 70 годах, то есть в начале основания села, село состояло  только из одной улицы. Она тянулась в два ряда от нынешнего центра  села, где расположены магазины по центральной улице примерно до двора  Михайлова Михаила / Чайлах   михели /. Между отдельными дворами  оставались свободные места, куда в последствии более состоятельные  родители сселяли своих сыновей.

Затем возникла нынешняя Первомайская улица / Юмансар  ураме/.

 После Генерального межевания башкирских земель в 1798 – 1832  годах жители села были приписаны к числу крестьян и должны были  платить определенный налог в царскую казну. Размер налога был  большой. Он не зависел от количества дворов в селении, а зависел только  от размеров отведенной земли и лесов. Чтобы размер налога на каждый  двор приходился поменьше, жители села решили принять еще  переселенцев. Новые переселенцы продолжили Центральную улицу в  сторону Утеймуллы. Часть из них 5 – 6  дворов поселились в конце  нынешней улицы имени Сталина / Сепер  ураме /. Последние переселенцы  были из Симбирской  убернии. Об этом говорит  хотя бы тот факт, что  они  свою улицу назвали Симбирской, название которой в последствии  исказили и стали называть Сибирской.

За счет  отделившихся  семй  село  все  росло  и  росло,  первые  улицы  удлинялись,  появлялись  новые  улицы.

Первоначально  названия  улиц  давались  на  чувашском  языке, 

только в 1933 году все улицы переименовались на русский язык.

Хысал  вес,  Вата – кас,  малти – касс – Центральная  улица,

Сепер  урам – улица  имени  Сталина,

Юмасар  ураме – Первомайская,

Кусек  урам – улица  имени  Кирова,

Тимерсе  ураме – Кузнечная,

Хаарах  урам – улица  имени  Соловьева,

Такарлак – Пролетарская.

Самая молодая улица – Мельничная. Она образовалась в 1938  году. Фактически ее нельзя назвать и улицей, ибо там сейчас остались  всего лишь два двора( в 1978 г  все  осталось  под  водой ).

Интересно отметить историю улицы Первомайской.  Первоначально она называлась Юмансар по имени первого переселенца  на эту улицу. Когда на конце этой улицы была построена церковь, она  называлась Церковной; после Октябрьской революции стала называться  Школьной, так как на конце этой улицы рядом с церковью была школа, с  1933 года называется Первомайской. Однако местные жители поныне  продолжают называть ее так, как была названа в начале ее основания – Юмансар.

До  коллективизации  на  месте  нынешней  Мельничной  улицы,  около  пришкольного  участка, на месте нынешних конных дворов и  колхозных складов, одним словом, вокруг всего села были личные гумна крестьян. Эти гумна со всех сторон окружали село. На месте  здания  сельсовета  и  правления  колхоза  помещались сараи пожарной

команды.  Около  колхозных  амбаров  были  общественные  амбары  с  неприкосновенным  запасом  зерна  общества  крестьян  села  Тряпино / Макасей  келечесем /.

В  1911  году  после  реформы  Столыпина  от  села  Тряпино  ряд  хозяйств  отделились  и  переселились  в  поселки  Веселовка,  Ново – Троицкое  и  Архангельское.  Все  они  хотели  переселиться  ближе  к  лесу.  Из  них  два  поселка  в  настоящее  время  составляют  два  отдельных  населенных  пункта и расположены на опушке Большого леса,  который по сей день в народе называется Помещичьим лесом / Улпут  вармане /,так как этот лес до революции принадлежал  князю  Вяземскому.

Толмачевка и Веселовка все более расширяются, между ними  образовалась новая улица Константиновка, построены школа, много  хозяйственных построек и так далее. Фактически эти два поселка уже  слились в один населенный пункт.

Ново – Троицкое нуждается из – за отсутствия воды, и с тех пор,  как основан в 1911 году, почти не работает. 

  В   Ы   П   И   С   К   А

ИЗ  СБОРНИКА  СТАТИСТИЧЕСКИХ  СВЕДЕНИЙ  ПО  УФИМСКОЙ  ГУБЕРНИИ,  изданной  в  городе  Самара  в 1899  году.

 Село Тряпино.   Расположено на равнине, по правому берегу речки Кусь – елга и по обе стороны Безымянного оврага, в 85 верст от города  Уфы и в 8 верстах от деревни Татарского Нагадака – главного  места сбыта сельскохозяйственных продуктов. Кроме р.Кусь – елга при селении протекают еще р.р. Нагадак, Даулыелга и  Усерган. Население – чуваши из бывших государственных  крестьян. Изменения в угодьях: 12 десятин пашни отошло под  выгон и усадебное место, вместе с тем 258 десятин сенокоса  распахано. Форма землевладения общинная:  емля до 1894 года  делилась на 321 ревизскую душу, теперь же на 368 наличных.  Почва – чернозем, подпочва – красная вязкая  глина. Поля  расположены преимущественно по ровному месту и только  часть на холмах. Удобрение не практикуется,- сильно  размножаются сорные травы. Огороды разводят для  собственного хозяйства. Скотоводство хозяйственное. Скот  пасется по выгону и паровому полю. Выгон присельный.  Сенокоса нет, так как он распахан. Лес – в одном участке – дровяные заросли и кустарник.  Лес рубят выборочно – только  для себя. Несостоятельные крестьяне сдают свои наделы в  аренду. Промыслов, кроме хлебопашества, нет.

 Примечание :Сборник был подготовлен по материалам местных  исследований в 1895 – 1897 годах



Скачать



                

Copyright MyCorp © 2024
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Погода

Тряпино
Ссылки





Конструктор сайтов - uCoz