Пропаганда
здорового образа жизни МБОУ СОШ с. Тряпино
Содержание
Здоровый образ жизни.
Профилактическая работа в школе.
1. «Правильное питание»
2. «Здоровое поколение – здоровье нации»
Профилактика курения.
Профилактика алкоголизма и наркомании.
Профилактика СПИДа.
Основные направления профилактики в школе:
Анализ анкетирования на тему: «Курение»
Анализ ситуации по табакокурению
Анализ анкетирования на тему: «Алкоголь»
Сравнительный анализ причин употребления и альтернатив употребления наркотиков
подростками.
Анализ анкетирования по вопросам ВИЧ/СПИДа.
Закон «О предотвращении распространения на территории РФ заболевания,
вызываемого ВИЧ
3. «Твой выбор».
Заключение.
Здоровый образ жизни
Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах
нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и,
в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды,
позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и
физическое здоровье. Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и
поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической
активности.
Низкий уровень нравственной культуры населения ведет к росту социально
опасных явлений, масштабы которых увеличиваются в геометрической прогрессии.
Увлечение наркотиками, особенно среди молодежи, достигло критического
уровня. Преступность и насилие – наиболее очевидные результаты их
распространения. Не менее серьезными последствиями употребления наркотиков
являются безнравственность, незаконченное образование и разрушение жизни.
Растет среди подростков и употребление алкоголя, поскольку алкоголь легко
доступен и его употребление приемлемо в обществе.
Порой спрашивают, а с какого возраста следует вести пропаганду ЗОЖ?
Профилактику вредных привычек родителей—задолго до появления ребенка на свет.
Первые же понятия по ЗОЖу ребенку необходимо прививать с возраста, когда он
начинает активно познавать мир, т. е. с 2—3 лет. И этот процесс должен
непрерывно продолжаться всю человеческую жизнь. Именно со школы, а еще лучше в дошкольном
учреждении должен закладываться фундамент трезвого поколения.
В последние годы у детей все чаще появляются неврозы, все чаще дети не
могут справиться со школьными трудностями, с конфликтными ситуациями. Не
научившись справляться со стрессом, не умея выражать и принимать себя и свои
чувства, дети прибегают к деструктивным формам поведения, попадая в
криминальные группировки, приобщаясь к употреблению психоактивных веществ. На
учете в наркологических диспансерах находятся дети 8-9 лет. Младший школьный
возраст считается непроблемным, в литературе ему мало уделяется внимания и не
придается особенного значения в области профилактики отклоняющегося поведения и
употребления наркотиков и алкоголя. Но именно в этом возрасте формируются
многие физиологические и психические особенности ребенка. В зависимости от
того, как пройдет этот период, зависит его дальнейшая жизнь.
Младший школьный возраст - это период интенсивного усвоения самых разных
правил, не только учебных, но и общественной жизни. Всю информацию, которую
дети этого возраста получают из внешнего мира, они буквально впитывают как
губки. Кроме того, дети этого возраста наиболее восприимчивы к тому, что им
говорят взрослые. Поэтому профилактику отклоняющегося поведения и
злоупотребления психоактивными веществами необходимо проводить уже в младшем
школьном возрасте, еще до того как дёти приобретут дезадаптивные формы
поведения и начнут употреблять алкоголь, наркотики и другие психоактивные
вещества. Детям важно, как они приобретают новые знания. Если этот процесс
будет навязанным и вынужденным, дети не усвоят новой информации. Обучение
должно приобрести личностный смысл, быть не просто сухой формулой, а живым
источником.
Профилактическую работу с подростками необходимо вести очень тонко, без
раскрытия технологии изготовления и применения того или иного наркотика, (о
том, где и как произрастают наркотические растения, как изготовляют наркотики,
как их применяют, их внешний вид и т. д.). Такая информация может
спровоцировать их на опробование наркотиков и других отравляющих веществ
Работу проводить дифференцированно, без запугивания или риска. Известно,
что подростки считают всякий риск вполне естественным, а запугивание без
глубокого разъяснения проблемы дает эффект порой сиюминутный
Необходимо говорить о непредсказуемости наркомании и токсикомании, о том,
что наркотический взрыв может быть моментальный с первого пригубления, вдыхания
или укола, говорить не просто о физиологии в целом, а конкретно о влиянии
наркотика на мозг: о том, что процессы, происходящие в организме после приема
наркотика, во многом аналогичны тому, что происходит при психических
расстройствах. Показать, что потребление наркотиков, алкоголя и табака сейчас
немодно и крайне вредно влияет на спортивные возможности юноши, на внешность
девушки. Подчеркнуть в беседе, что наркоман или токсикоман — это автомат,
робот, управляемый наркотиком и прочими ядами. Раскрывая перед учащимися
опасность потребления алкоголя, основное внимание следует сконцентрировать на
том огромном ущербе, который наносят пьянство и алкоголизм экономике страны,
производительности и качеству труда, работоспособности людей.
Необходимо убеждать подростков в том, что жизнь может предоставить им много
интересного, что нет неразрешимых проблем и безвыходных ситуаций. Вовлекать подростков
в общественную деятельность, которая потребует от них выработки положительных
качеств, будет способствовать профилактике отклоняющегося поведения. Задача
учителя — из просвещенного подростка воспитать социально неравнодушную
личность, которая в любой ситуации сможет противостоять наркомании.
Профилактическая
работа в школе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя
общеобразовательная школа с. Тряпино расположена в Аургазинском районе Ресбулики Башкортостан. Школа сельская,
поэтому имеет свою специфику, одной из которых является большая роль
педагогического коллектива не только в обучении, но и в воспитании, так как
родители большей частью работают, возвращаются домой уже поздно и заняты,
прежде всего, проблемой зарабатывания денег. Многие современные родители не
уделяют достаточного времени общению со своими детьми, не обладают достаточным
уровнем психолого-педагогической и правовой культуры. Они не могут оказать
необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку
в результате чего, подростки оказываются одинокими и психологически
беспомощными в связи с утратой связи с родителями.
Среди населения велика доля равнодушия, нейтральности и терпимости к
происходящим вокруг негативным явлениям, родители очень часто подвержены
ошибочной иллюзии, состоящей в уверенности в том, что беда наркомании не может
коснуться их ребенка. Это в какой-то степени отражает эффект «привыкания», а в
некоторых случаях осознания собственного бессилия в борьбе не просто с
наркоманией, а в борьбе за физическое и психическое здоровье конкретного
близкого, родственника, друга, знакомого.
В антиалкогольной работе школы принимают участие все члены педагогического
коллектива, независимо от предмета, который они ведут,— здесь для каждого есть
достаточно обширное поле деятельности. Стремимся к расширению социальных связей
— подключаем к этой работе родителей учащихся, сотрудников ОДН ГУ ОВД, КДН и
ЗП,. специалистов организаций, проводящих профилактическую .Главное – это
объединение образовательных, социальных и медицинских мер в рамках первичной,
вторичной и третичной профилактики, обеспечивающих достижение общего результата:
- снижение
спроса и, следовательно, распространенности наркотиков среди детей и
молодежи и вовлечения их в наркогенную ситуацию и субкультуру;
- снижение
заболеваемости наркоманиями, токсикоманиями и алкоголизмом;
- снижение
медико-социальных последствий злоупотребления психоактивными веществами
(ПАВ).
Остановить поток негативных явлений среди подростков, считаем возможным
через возрождение нравственных идеалов, которые помогают человеку определить
свою жизненную позицию, и через широкую пропаганду здорового образа жизни.
Одним из основных направлений деятельности школы является профилактика
социально опасных явлений и формирование здорового образа жизни.
Цель: поднятие престижа нравственных ценностей и здорового образа жизни в
подростковой среде.
В школе накоплен определенный положительный опыт по профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, наркомании, ВИЧ-инфекции и
других социально опасных явлений, по формированию ЗОЖ среди учащихся и их
родителей.
Администрация школы тесно взаимодействует с различными ведомствами системы
профилактики.
Так, например, в начале каждого учебного года планируется совместная с ОДН
ГУ ОВД деятельность по организации профилактической работы с
несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении.
В школе создана система сбора, обработки, хранения информации, в том числе
оперативной, по различным категориям учащихся и их семьями, а также
направлениям профилактической деятельности (занятость, оздоровление учащихся и
т.д.).
Профилактическая работа начинается с ликвидации факторов риска. В самом
начале обучения изучаются семьи школьников, выявляются преобладающие в них
взгляды на наркотические вещества и особенности «антинаркотического» поведения
и воспитания. В результате можно уже заранее предвидеть, кто из школьников
может стать своеобразным лидером среди ребят. Начало употребления никотина и
алкоголя подростками,— явный признак ненормального развития личности. Здесь
может быть две причины:
- воспитание
окружающими (обычно взрослыми) у подростка некритического отношения к
наркотическим веществам как к естественному, допустимому, желательному и
даже необходимому компоненту жизни;
- недостаточно
сформированная у школьника потребность в обучении, утрата им этой
потребности, отчуждение от школы и как итог—переход из школьного
коллектива в среду уличных компаний.
Кроме отсутствия потребности в учебе, существует целый ряд обстоятельств,
способствующих приобщению подростка к наркотическим веществам. Общей
предпосылкой к отклонениям в поведении в подростковом и юношеском возрасте, в
том числе и к такой разновидности наркотизации, как потребление алкоголя,
является незрелость личности. В подростковом возрасте чрезвычайно сильны
стремление к самоутверждению, как среди сверстников, так и в общении с
взрослыми, склонность к подражанию, протесту против опеки старших. Создается
ситуация, когда подросток стремится жить «по взрослому», не имея для этого
опыта, ни знаний. Он еще плохо ориентируется в разлнчных образцах социального
поведения, не всегда выбирает для подражания лучшие. Так же обстоит и с
взглядами на наркотические вещества. Подросток поневоле приобщается к
доминирующему в его ближайшем окружении отношению к ним.
Особое внимание уделяется группе учащихся, имеющих отрицательные отклонения
в своём поведении. Такие подростки общаются между собой ежедневно, проводя
вместе по 6-8 часов.
Совместно с врачом амбулатории выявляются отклонения в здоровье школьника,
в случае необходимости родителям рекомендуется показать ребёнка специалисту, в
том числе и детскому психиатру.
В процессе сбора первичной информации мы получаем возможность выявить
наиболее нуждающиеся в социальной и психолого-педагогической поддержке
категории семей (инвалиды, многодетные, опекаемые, дети группы «риска», подростки,
стоящие на ВШУ, внешнем (ОДН, КДН и ЗП), семьи, находящиеся в социально опасном
положении и т.п.).
Имеется положительный опыт организации профилактической работы с учащимися.
Действует Совет профилактики. Представители Совета учащихся школы приглашаются
на заседания, ведут подшефную работу с неуспевающими детьми. Органы
ученического самоуправления: создают общешкольное волонтерское движение (12 чел
- учащиеся 7–11 классов), проводят социологические опросы, участвуют в
антинаркотических мероприятиях.
В целях профилактики и пропаганды здорового образа жизни в школе введены
программы:
- «Правильное
питание» в объёме 15 часов, за счёт занятий в группе продлённого дня.
- «Здоровое
поколение – здоровье нации» в объёме 12 часов в 5 классе и 8 часов в 6, 7
и 8 классах за счёт уроков ОБЖ, биологии и классных часов.
- «Твой
выбор» в объёме 8 часов в 10 и 11 классах за счёт классных часов.
Цели:
- привлечение
несовершеннолетних, прежде всего категорий, попавших в трудную жизненную
ситуацию, к занятию общественно значимыми видами деятельности,
- профилактика
всех видов зависимости и пропаганда ЗОЖ
- сохранение
и укрепление здоровья учащихся.
- привлечение
внимания общественности к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей.
- создание
системы взаимосвязи и сотрудничества со всеми заинтересованными службами.
Задачи:
- снижение
уровня заболеваемости учащихся;
- соблюдение
валеологических требований на занятиях;
- формирование
у педагогов, учащихся и родителей здорового образа жизни;
- формирование
системы спортивно- оздоровительной работы;
- проведение
разъяснительной работы с несовершеннолетними на правовые темы,
- организация
совместной работы всех заинтересованных служб, направленных на сохранение
и укрепление здоровья учащихся,
- профессиональная
ориентация учащихся
Краткое обоснование
Статистические данные за последние три года показывают высокую
заболеваемость детского населения в с. Тряпино. Анализ показал, что это
обусловлено ухудшением социально-экономической обстановки, снижением уровня
здоровья родителей и детей, наследственностью. У учащихся и их родителей не
сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется
недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний, здорового образа
жизни.
В работе по сохранению и укреплению здоровья учащихся принимают участие
педагогический состав школы, работники Ивановской амбулатории, ЦГСЭН,
организации, проводящие профилактическую работу и родители.
Ожидаемые результаты
- Снижение
уровня заболеваемости детей школьного возраста.
- Создание
действующей системы работы с социумом села и другими организациями по
формированию здорового образа жизни.
- Формирование
здорового образа жизни в семье.
- Разработка
и соблюдение валеологических требований на занятиях.
- Улучшение
организации питания учащихся.
- Повышение
уровня материально-технического оснащения школы.
Деятельность по реализации.
- улучшение
материально-технического обеспечения школы
- использование
здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе; диагностика,
коррекция и развитие учащихся;
- соблюдение
валеологических требований на занятиях (физкультминутки, подвижные
перемены);
- формирование
системы спортивно-оздоровительной работы;
- контроль
за выполнением мероприятий по укреплению и сохранению здоровья учащихся;
- контроль
за инфекционными заболеваниями;