ПРОГРАММА "ЗДОРОВЬЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ"
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Необходимость создания данной программы объясняется
следующим — состояние здоровья подрастающего поколения в течение последних лет
постоянно ухудшается. Поэтому школа должна взять на себя
обязанность играть первостепенную роль в процессе укрепления и сохранения
здоровья учащихся.
Программные положения вытекают из того, что в соответствии с
законами развития личности, в каждом возрасте создаются особо благоприятные
предпосылки для формирования определенных качеств. Поэтому для каждой группы
классов — начальных, средних и старших — выделены ведущие задачи, предложена
система просвещения и деятельности, гарантирующая формирования здорового образа
жизни школьников.
В реализации программы "Здоровье" должны принять
участие все члены педагогического коллектива (учителя, классные руководители,
социальные педагоги) в неразрывной связи с различными факторами микросферы:
семьей, воспитательными учреждениями, общественностью и т. д.
Цель программы: укрепление и сохранение здоровья учащихся,
формирование здорового образа жизни учащихся, нетерпимости ко всему, что
называется "человеческими пороками".
ПРОГРАММА ДЛЯ 1-IV КЛАССОВ
Задачи:
дать школьникам необходимый минимум знаний в области гигиены; |
|
познакомить учащихся со строением своего организма; |
|
раскрыть понятия "здоровье", "здоровый образ жизни","режим дня"; |
|
научить школьников основным приемам оказания первой медицинской помощи. |
Формы работы:
1. Лекторий "Как стать неболейкой" (в составе
лекторской группы работают учителя начальных классов, медицинские работники)
а) "Режим дня — наш
помощник" (рассказать о том, почему именно в это время (с 7.00 до 11.30 и
с 16.00 до 18.00) учить уроки, объяснить выражение "каждому делу — свое
время", почему нельзя делать отступления от " режима дня " и т.
д.);
б) "Здоровье и вредные
привычки" (раскрыть понятия "здоровье", "вредные
привычки", влияние алкоголя, и никотина на здоровье человека);
в) "Чистота — залог
здоровья" (уход за телом, волосами, гигиена одежды и обуви);
г) "Не боятся простуды"
(закаливание — основное средство профилактики);
д) "Труд и спорт нужны
каждому" (потребность в двигательной активности, для чего необходима
утренняя гимнастика, чем полезен физический труд, гигиена труда);
е) "Нужна помощь, и
немедленная" (помощь при ушибах, порезах, кровотечениях, ожогах).
2. Занятия-практикумы:
а) "Строение твоего
организма"(по моделям и муляжам);
б) "Как помочь товарищу, если
он попал в беду" (первая помощь).
3. Физкультурно-оздоровительные мероприятия:
а) гимнастика до начала учебных
занятий (4-5 общеразвивающих упражнений по 6-8 раз, что повышает возбудимость
ЦНС, способствует вхождению детей в работу);
б) физкультминутки на уроках
(состоят из 3-4 упражнений общей продолжительностью 1-2 минуты (на 15-17 минут
урока);
в) подвижные игры на переменах и
после уроков во дворе, для 1-111 классов рекомендуются следующие игры:
"Космонавты", "Горелки" и др. (см. Геллер Е. М. "Игры
на переменах для школьников 1-3 классов". М., "Физкультура и
спорт", 1985.
4. Устный журнал "Режим дня и здоровье".
5. Праздники:
а) спортивный праздник "Зимние
забавы";
б) "Мама, папа, я — спортивная
семья";
в) "Веселый урок здоровья
(друзья доктора Айболита)".
6. Задания самому себе:
а) изучить состояние здоровья.
Поговорить с родителями об особенностях своего организма. Мои физические
данные: объем легких, рост, вес, сила, выносливость, чем я чаще болею, причины
болезней;
б) задания самому себе по укреплению
здоровья (закаливание, зарядка, занятия физкультурой и спортом).
ПРОГРАММА ДЛЯ V-VIII КЛАССОВ
Задачи: Вооружение учащихся знаниями в области анатомии, гигиены человека, развитие гигиенических навыков, формирование полового самосознания.
Формы работы:
1. Лекторий "Твое здоровье"
а) "Основы рационального
питания" (важность употребления разнообразной пищи, основные правила
питания, привитие культурно-гигиенических навыков во время еды);
б) "Чтобы зубы не болели"
(больные зубы — причина многих недугов, кариес: причины и предупреждение, уход
за зубами);
в) "Беречь глаз как алмаз"
(глаза — важнейший источник информации, близорукость: причины и предупреждение,
гигиена зрения);
г) "Алкоголь и подростки"
(история, влияние алкоголя на организм подростка, последствия);
д) "Курение и здоровье"
(история, влияние никотина на организм человека, последствия);
е) "Резервы нашего
организма" (особенности строения организма человека, его возможности);
ж) "Локаторы здоровья" (о
новых методах медицинской диагностики по цвету кожи и т. д.).
2. Начальный курс по нравственно-половому воспитанию (цикл бесед, в
проведении которых участвуют школьные медики, учителя биологии, специалисты из
медико-биологической школы, врачи-специалисты)
а) "Физиологические особенности
организма женщины";
б) "Физиологические особенности
организма мужчины";
в) "Гигиена юноши"
г) "Гигиена девушки"
д) "Алкоголь: мы и наше
потомство";
е) "Первая любовь" и т. д.
3. Физкультурно — оздоровительные мероприятия
а) подвижные игры ("Слушай
сигнал", "бег по кругу" и т. д. см. Геллер Е. М. "Игры на
переменах для школьников 4-6 классов", "Игры на переменах для
школьников 7-8 классов", М., "Физкультура и спорт", 1985);
б) "Веселые старты";
в) туристические походы;
г) занятия в кружках и секциях.
4. Конкурсы:
а) "Самый спортивный
класс";
б) "Сильные, смелые,
ловкие";
в) "А ну-ка, мальчики";
г) "Спортландия".
5. Работа кружков и секций:
а) "Фармацевтическая
химия" (программа рассчитана на разновозрастной состав участников, в
основном — учащиеся 1Х-Х1 классов, но и учащиеся VI-VIII. Содержание программы
предусматривает реализацию взаимосвязей биологии и химии, химии и медицины,
биологии и медицины).
6. Вечера и праздники:
а) праздник здоровья;
б) вечер "Зеленого змия — в
черную книгу";
в) вечер "Курение: иллюзия и
реальность" и др.
7. Практикум — изучение физического развития и некоторых индивидуальных особенностей физического развития школьников, осанка, реактивность нервной системы, равновесие, тревожность и депрессия и т. д., см. Фридман Л. М., Пушкина Т. А., Каплунович Л. Я. "Изучение личности учащихся и ученических коллективов", М., "Просвещение", 1988.
8. Игры-коррекции "Узнаем свои возможности" см. Шмаков С., Безбородова Н. "От игры к самовоспитанию, сборник игр-коррекций". М., "Новая школа", 1993.
ПРОГРАММА ДЛЯ 1Х-Х1 КЛАССОВ
Главная цель: Физическая и психологическая подготовленность учащихся к взрослой жизни.
Формы работы:
1. Факультативный курс "Введение в сексологию" (в проведении
занятий принимают участие психологи, биологи, медики, специалисты из медико —
биологической школы):
а) "Психосексуальное развитие
юноши и девушки";
б) "Знать, чтобы не
оступиться";
в) "СПИД ~
медико-биологические, и социальные аспекты болезни";
г) "Критические ситуации:
сексуальное насилие и принуждение" и т. д.
2. "Умейте властвовать собой" или беседы о здоровой и больной личности.
3. Конкурсы: а) брейн — ринг "Наше здоровье"; б) викторина "Химия и медицина"; в) игра — викторина "Организм человека".
5. Конференции: а) "Охрана внутренней среды человека"; б) "Раздумья о здоровье"; в) "Алкоголизм — проблема социальная".
6. Школьные вечера: а) "Наше сердце"; б) "Азбука витаминов"; в) "О клятве Гиппократа, медицине и о многом другом".
7. Психотехнические игры: а) психосаморегуляция состояния (занимательный аутотренинг); б) оздоровительные игры; в) активизация резервных возможностей (упражнения, направленные на самосовершенствование).
8. Итоговые дела: а) День здоровья (октябрь); б) Веселые старты семейных команд (декабрь); в) Праздник спорта и искусств (февраль — март); г) День туризма (середина мая); д) Самостоятельные индивидуальные задания (лето). Достижение конечного результата — воспитание привычки к самостоятельным систематическим занятиям физическими упражнениями, к укреплению своего здоровья.